Отверточная сборка автомобилей: благо или зло для автопрома?

Отверточная сборка – термин, который часто всплывает в разговорах об автомобильной промышленности, особенно когда речь заходит о локализации производства и развитии автопрома в той или иной стране. Но что же это такое на самом деле, и каковы последствия применения такого подхода?

Что такое отверточная сборка

Отверточная сборка, также известная как крупноузловая сборка (CKD — Completely Knocked Down), представляет собой процесс сборки автомобилей из готовых машинокомплектов, поставляемых из-за рубежа. Суть процесса заключается в том, что в страну ввозятся практически полностью разобранные автомобили, состоящие из крупных узлов и агрегатов: кузов, двигатель, трансмиссия, подвеска, салон и т.д. На месте происходит их соединение, установка колес, заливка технических жидкостей и другие минимальные операции, необходимые для получения готового автомобиля.

Фактически, это перенос части производственного процесса (финальной сборки) в другую страну, но без создания полного цикла производства, включающего штамповку кузовных деталей, сварку, покраску, производство двигателей и других компонентов.

Плюсы и минусы отверточной сборки

Плюсы:

  • Снижение таможенных пошлин. Ввоз машинокомплектов часто облагается меньшими таможенными пошлинами, чем ввоз готовых автомобилей. Это позволяет снизить стоимость автомобилей для конечного потребителя.

  • Создание рабочих мест. Отверточная сборка требует создания рабочих мест, пусть и не высококвалифицированных.

  • Освоение технологий. Несмотря на минимальный уровень технологичности, отверточная сборка может стать первым шагом к освоению более сложных производственных процессов.

  • Удовлетворение спроса на рынке. Отверточная сборка позволяет быстро наладить производство востребованных моделей автомобилей на местном рынке.

  • Привлечение инвестиций. Отверточная сборка может стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в автомобильную промышленность.

Минусы:

  • Низкий уровень локализации. Отверточная сборка не способствует развитию местного производства автокомпонентов и, как следствие, не создает полноценную отрасль.

  • Ограниченная передача технологий. Передача технологий в процессе отверточной сборки минимальна, так как основные производственные процессы остаются за пределами страны.

  • Зависимость от импорта. Производство полностью зависит от поставок машинокомплектов из-за рубежа. Любые перебои с поставками могут привести к остановке производства.

  • Низкая добавленная стоимость. Основная добавленная стоимость создается за пределами страны, что не способствует развитию экономики.

  • Качество сборки. Низкий уровень квалификации персонала может привести к ухудшению качества сборки автомобилей.

  • Риск прекращения производства. При изменении экономической ситуации или политики правительства производство может быть легко прекращено, так как оно не требует значительных инвестиций в инфраструктуру.

Отверточная сборка в России и мире

Отверточная сборка была широко распространена в России и других странах, стремящихся развивать свою автомобильную промышленность. Однако, в большинстве случаев, она не привела к созданию полноценной отрасли с высоким уровнем локализации. Многие автопроизводители ограничивались отверточной сборкой, не инвестируя в развитие местного производства компонентов.

В современном мире, страны, нацеленные на развитие сильного автопрома, стремятся к созданию полного цикла производства с высоким уровнем локализации и использованием местных компонентов.

Вывод

Отверточная сборка – это компромиссное решение, которое может быть полезным на начальном этапе развития автомобильной промышленности. Однако, для создания конкурентоспособной и устойчивой отрасли необходим переход к полному циклу производства с высоким уровнем локализации, как у Haval, использованием местных технологий и компонентов. В противном случае, отверточная сборка может остаться лишь временной мерой, не приносящей существенных выгод экономике страны.

Автор: Демид Иванов.